Одними из трудоемких работ в дорожном строительстве являются погрузка и разгрузка сыпучих и пылевидных материалов: грунта, песка, гравия, щебня, шлака, извести и цемента. В связи с этим комплексная механизация таких работ в дорожном при разгрузке строительных материалов имеет большое значение.

В дорожном строительстве погрузочные операции имеют разнообразный характер. Сыпучие материалы в подвижной состав экономично грузить, используя силу тяжести и рельеф местности. В этом случае погрузочное устройство представляет собой лоток, по которому подается материал в транспортные средства. Если рельеф местности не позволяет применять этот способ, в загружаемом материале образовывают траншею, в которую въезжают для загрузки автомобили.

Бульдозер транспортирует гравий, щебень, песок или грунт по эстакаде в погрузочный бункер или лоток, из которого материал ссыпается в транспортные средства. Эстакада имеет ширину 3,5—4 м, при этом борта служат продолжением боковых валиков, образованных бульдозером при перемещении материала. Предельный уклон въезда эстакады 0,3. Для тех же целей могут быть использованы и скреперы.

Весьма эффективны для разработки песчаных и гравийных карьеров ка-натно-скреперные установки, особенно при подводной добыче материалов из рек. 51 показана наиболее простая схема такой установки g бездонным ковшом для разработки притрассовых песчаных или гравийных карьеров с погрузкой материала в транспортные средства. Для привода установки используется тракторная двухбарабанная лебедка. Во время рабочего хода ковш-скрепер евоей нижней кромкой заглубляется и заполняется. Для лучшего наполнения ковша его задняя стенка вогнута внутрь. При обслуживании определенной площади карьера хвостовую часть установки делают подвижной. Большое значение в комплексной механизации дорожного строительства имеют погрузчики: ими разрабатывают местные карьеры, добывают песок и гравий, штабелируют на складах нерудные материалы, подают их в производство на бетонных, асфальтобетонных и других заводах, загружают автосамосвалы, железнодорожные платформы и производят другие вспомогательные работы.

Промышленность выпускает многоковшовые и одноковшовые фронтальные погрузчики, а также вилочные погрузчики для погрузки, разгрузки и транспортировки штучных грузов. Многоковшовыми погрузчиками на колесном ходу Д-565 осуществляют погрузку сыпучих материалов в автотранспорт из штабелей, погрузку и разгрузку железнодорожных составов и т. Благодаря непрерывности действия рабочих органов они развивают значительную производительность. Особенно велика роль в дорожном строительстве универсальных одноковшовых фронтальных погрузчиков — гусеничных Д-574 и Т-157М грузоподъемностью 2 и 4 т и колесных Д-561Б и ТО-18 грузоподъемностью 2 и 3 т, имеющих различное сменное оборудование. На дорожно-строительных базах, складах нерудных материалов, цементобетонных, асфальтобетонных заводах и других предприятиях стройинду-стрии должны быть комплексно механизированы все погрузочно-разгрузоч-ные, транспортно-складские и вспомогательные работы. Разработаны различные типовые комплексные склады, предусматривающие прием нерудных материалов из железнодорожных составов, подачу их из приемных устройств в места хранения и выдачу материалов со складов хранения в производство или в транспортные средства. Для перевозки нерудных материалов железнодорожным транспортом обычно используют неопрокидные платформы и полувагоны.

При сосредоточенной выгрузке состав продвигают маневровыми средствами, а материал из каждого вагона поочередно или из двух-трех вагонов одновременно выгружают в приемный бункер, обычно расположенный ниже уровня рельсов. Из бункера материалы направляют системой конвейеров к месту его хранения или использования. Затем материал отгребают бульдозерами, оборудованными поворотными отвалами. Значительное количество нерудных материалов доставляется на неопрокидных платформах и в гондолах глухого типа, не имеющих разгрузочных приспособлений. Для их разгрузки необходимо применять высокопроизводительные машины, так как такой состав вмещает в среднем до 600 т материалов. Использование разгрузчика требует капитальных складских устройств.

Применяются для этих же целей стру-ги-сталкиватели продольного действия, передвигающиеся вдоль состава, а также многоковшовые погрузчики, универсальные бульдозеры и тракторные сталкиватели поперечного действия, оборудованные сталкивающими скребками. Использование струга требует специально приспособленных платформ и маневровых средств или стационарной лебедки. В этом случае борта платформ откидывают, а промежутки между платформами перекрывают деревянными щитами, окованными железом. Следует отметить, что струг и другие средства малой механизации весьма просты, дешевы, обеспечивают достаточную производительность, но оставляют некоторое количество материала набросанным вдоль пути вблизи рельсов, что требует ручной очистки. Для разгрузки черпанием из глухих гондол песка, щебня, гравия и других сыпучих строительных материалов применяют разгрузчики портального типа, имеющие в качестве рабочих органов ковшовые элеваторы, а для подачи материала в штабеля — транспортеры. Этими разгрузчиками можно разгружать как гондолы, так и платформы.

Длина рабочей кромки ковшей этой разгрузочной машины позволяет производить захват материала одновременно по всей ширине вагона, без применения дополнительных подгребающих устройств. Для разрыхления и выгрузки смерзшихся материалов широко применяют портально-экскаваторный разгрузчик, буро-фрезерную рыхлительную машину и переносные виброрыхлители, которые могут применяться в сочетании с разгрузочными машинами. Ее удобно применять в комплекте с наклонным ленточным или винтовым конвейером с электроприводом и приемной воронкой. Это позволяет при разгрузке вагонов одновременно штабелировать материалы, а также использовать лопату в качестве погрузчика вагонов, автомобилей и т. Обычно для перевозки сыпучих дорожно-строи-тельных материалов применяют автосамосвалы с задней и боковой выгрузкой. Для механизации разгрузки стандартных автомобилей можно применять средства малой механизации, в частности — наклонные рампы и качающиеся эстакады.

Для этого используют переносную рампу — деревянную ступеньку со скошенными концами, на которую автомобиль наезжает одной стороной и съезжает своим ходом. Высота ступеней 40— 50 см. Действие эстакады сходно со стационарным опрокидывателем. Эстакаду изготовляют таким образом, чтобы при въезде на нее груженого автомобиля задним ходом центр тяжести его несколько перемещался назад, за линию опоры эстакады, что способствует повороту эстакады и саморазгрузке автомобиля.